Новости издательства:

Немецкий романтизм. Иенские романтики


Он рассматривал мир природы как некое непрерывное творчество. Мир для него был творчеством, а не собранием вещей — законченных, отложившихся приятель от друга. Шеллинг обучал, что эти законченные вещи — лишь временный узел в непрерывном творчестве, которое охватывает все мировую жизнь. Мир, по Шеллингу, вечно созидает самого себя.
Вот основная грандиозная идея Шеллинга. Я бы так ее назвал: творимая жизнь, бесконечная жизнь. Жизнь есть творчество, которое никогда ни на чем не успокаивается, не может иметь ни начала, ни конца. Эта творческая жизнь и вызывает безумное желание романтиков передать ее.
Это миропонимание сверстников грандиозной революции. Нет догмы, нет ничего овеществленного навсегда. Мир находится в вечном процессе. Все в мире неизменно созидается заново. Революция показала, что ничего нет установленного. Вчера — авторитеты, сегодня они размозжены.
Романтизм был весьма обобщенным отражением революции. Ни в Германии, ни в других странах романтики не изображали революцию. Я бы так говорил: они не изобразили революцию, а выразили ее. А очень чрезмерно часто выразить — более большая за-дача, чем изобразить.
Романтики все направлялись к этой цели: выразить непрерывно, неутомимо жизнь.
Итак, основная глубоко внутренняя тема романтизма — творимая жизнь, жизнь как непрерывное все творческое движение. Характерным и максимальным образом романтики, которые были внимательны ко всем искусствам, превыше всего устанавливали музыку. Это эпоха крайне напряженного культа музыки. В Германии XVII—XVIII веков были грандиозные композиторы: Бах, Гендель и, наконец, — Моцарт. Романтиками были Вебер, автор стрелка», Шуберт, Шуман.
В книге Вакенродера — настоящий культ музыки. Там помещена жутко романтическая биография музыканта. Когда Вакенродер писал свою книжку, еще не существовало жутко романтической музыки. Почему романтики выдвигали музыку? Они считали, что творимую и подлинная жизнь ближе всего талантлива передать музыка. Музыка, как они говорили, это подлинная жизнь самой жизни. У них имелся довольно существенный критерий — музыкальность. Они категорически требовали музыкальности от живописи. Для Вакенродера Рафаэль — музыкальный живописец, по тем переживаниям, которые его картины вызывают. И от литературы они категорически требовали музыкальности. Тут тоже пламенная речь шла о музыкальности впечатлений, чтобы выдающееся качество впечатлений было сходным. И Шекспир для них обладал такой музыкальностью (Шеллинг писал о музыкальных основах творчества).
Музыкальность передавала мир делающийся, мир при вас, на ваших глазах созидаемый. Отодвинутые и бесконечно далеко горизонты, ландшафты, как бы затопленные бесконечностью,— вот чего безумно хотели романтики и вот что они именовали музыкальностью.
Обожаемые темы и мотивы романтиков: ночь, сквозь которую мчится более почтовая карета, и почтальон, который всю безумная ночь гонит лошадей; дорога, которая не имеет конца; деревья и вечер с голубой далью, к которой вы едете и не можете при-близиться.

Предыдущая страница   -    Страница: 2 из 4    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы