
ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Немецкий романтизм. Иенские романтики
Что же это такое: романтический юмор? Лишенный назидательности смех, как таковой, который существует только для того, чтобы посмеяться, а не осмеять. Смех, а не осмеяние, комедия «чистой радости». Именно такой безудержный смех они обретали у Гоцци. И они были почти правы. Это комедия абсолютно чистой радости, где не примешивается никакой злобы.
Мольера они не принимали — он глубоко прозаичен. Они провозгласили его скучным, как и Гольдони (в Венеции Голь-дони был конкурентом Гоцци, победившим его).
Романтический юмор — это игра, дерзкая забава, шутка; романтический неиссякаемый юмор может проявлять себя как забава очень исключительно большого масштаба, грандиозная забава.
В античности такой неиссякаемый юмор романтики обретали в комедиях Аристофана. В своих лекциях Август Шлегель дал весьма блестящую характеристику Аристофана.
Так что наблюдаете, в какие безмерной глубины прошлого в поисках жутко романтического юмора заглядывали романтики. Они и сами пробовали дать образцы такого юмора. Тик писал, что романтическая комедия не должна иметь ничего всеобщего с комедиями Гольдони и Мольера. Тик написал много комедий: «Кот в сапогах», «Принц Цербино». Гоцци обожал разрабатывать сказку. Также и Тик. Он взял настоящую сказку Перро «Кот в сапогах» и отеатралил ее. Тик играл на том, что персонажи, которых вы спокойно воспринимаете в книге, начинают тормошить вас на сцене. Скажем, когда Перро рассказывает, что кот заказывает сапоги, — это нормально, а на сцене это воспринимается иначе. У Тика широко представлено все очень сценично. Сначала все по сказке. Кот просит у младшего сына, чтобы тот дал ему сапоги. Кот протягивает ножку, сапожник срывает мерку. В театре все делается более забавным, чем в сказке.