Новости издательства:

Письменная словесность Древней Руси


Именно такой подход позволяет М. Грушевскому показать и общечеловеческие элементы в культуре, словесности как племен, в доисторическую эпоху жили на территории Украины, так и собственно украинских. Подробно и полно исследователь раскрывает историю проникновения мифологических сюжетов, образов, мотивов еще дохристианского периода, а затем освещает процесс взаимодействия с культурами Византии, Болгарии, юго-западных славян, Скандинавии, Греции, Рима, особое место в которых занимает христианство, и прежде всего - «Библия». Эффективность такого подхода не снизилась и в наши дни, скорее - наоборот: потому возвращает нас от мифологизированной истории, сконструированной в интересах российского империализма, к реальной. Той, что показывает и целостность мира, взаимозависимость судеб и культур племен (народов) всех континентов, и их самодостаточность. А это особенно важно для понимания истории культуры восточнославянских народов, которую не только Погодин в XIX веке, но и некоторые современные литераторы продолжают трактовать лишь в русофильской духе. Заслугой М. Грушевского является то, что он показывает генезис украинства в общемировом контексте, а в этой связи - элементы и восточной, и европейской культур как органические частицы отечественной культуры (имеем в виду и библейские образы и идеи, и сказки и легенды, включая и легенды о происхождении Киева и судьбу Золотых ворот, песню о вещем Олеге, жития святых).

Еще на основе анализа структур прафольклору М. Грушевский показывает: он - порождение реальных связей человека с природой Поднепровье (от Припяти до Роси) и Поднестровья, поэтому отражает обусловлен природой и историей именно этих краев характер мировосприятия, труда , поверий, обрядов, традиций. И прежде всего - как идейный (что является свойством общей), так и художественный синкретизм, что остается удельным чертой украинской словесности до наших дней. Еще в раннем фольклоре, отмечает М. Грушевский, проявляются такие черты, как моно-и диалогичность раскрытия сюжета, лиризм и епизм, субъективность и коллективизм, а поэтические формы фольклора органично синтезируются с ритмикой и тоникой, вокализма и музыкальностью, что находит наиболее полное выражение в форме «театральных» (коллективистические-обрядовых) действ.

Страница: 1 из 3    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы