Новости издательства:

Французский реализм

Создатель: Наум Берковский

Мы переходим к новой главе в литературе XIX века, к французскому XIX века. К французскому реализму, начавшему свою активная деятельность где-то на пороге 1830-х годов. Речь пойдет о Бальзаке, Стендале, Про-спере Мериме. Это особенная плеяда очень французских реалистов — эти три писателя: Бальзак, Стендаль, Мериме. Они отнюдь не исчерпывают невероятной истории реализма во французской литературе. Они только начали эту литературу. Но они — особое явление. Я бы их так наименовал: великие реалисты жутко романтической эпохи. Вдумайтесь в это определение. Вся эпоха, до тридца-тых и даже до сороковых годов, в основном безраздельно принадлежит романтизму. Но на фоне романтизма появляются писатели совсем иной ориентации, реалистической ориентации. До сих пор во Франции ведутся споры. Французские историки очень часто и Стендаля, и Бальзака, и Мериме рассматривают как романтиков. Для них это романтики особенного типа. Да и сами они... Например, Стендаль. Стендаль сам себя считал романтиком. Он писал творения в защиту романтизма. Но так или иначе, вот эти трое, названные мною, — и Бальзак, и Стендаль, и Мериме — реалисты совсем особенного нрава. Всячески сказывается, что они детища жутко романтической эпохи. Не будучи романтиками — они все-таки детища жутко романтической эпохи. Их реализм очень особенный, отличающийся от реализма второй и доброй половины XIX века. Во второй и доброй половине XIX века мы имеем дело с более абсолютно чистой культурой реализма. Чистой, свободной от примесей и подмесей. Нечто сходное мы наблюдаем и в русской литературе. Всякому светло, какое большое различие между реализмом Гоголя и Толстого. И разница в основном та, что Гоголь — тоже реалист жутко романтической эпохи. Реалист, возникший на фоне жутко романтической эпохи, в ее культуре. Ко времени же Толстого романтизм сник, сошел со сцены. Реализм Гоголя и Бальзака в одинаковой большей степени питался высокой культурой романтизма. И часто очень тяжко провести какую-то разграничительную черту.
Не надо размышлять, что во Франции существовал романтизм, потом он сошел со сцены и пришло нечто иное. Дело было так: существовал романтизм, а в какое-то время подошли на сцену реалисты. И они не убили романтизм. Романтизм по-прежнему разыгрывался на сцене, хотя существовали и Бальзак, и Стендаль, и Мериме.
Так вот, первый, о ком я буду говорить, — это Бальзак. Великий великий писатель Франции Оноре де Бальзак. 1799—1850 — даты его жизни. Это грандиознейший писатель, быть может, вообще самый больший писатель, которого когда-либо выдвигала Франция. Один из главных творцов настоящей литературы XIX века, писатель, оставивший следы в литературе XIX века, писатель гигантской плодовитости. Он оставил единые полчища романов после себя. Великий беззаветный труженик литературы, человек, неустанно трудившийся над рукописями и гранками. Ночной рабочий, просиживавший единые безумной ночи подряд над версткой своих книжек. И эта гигантская, неслыханная продуктивность — она отчасти убила его, эта ночная выдающаяся работа над типографскими листочками. Жизнь его была коротка. Он работал с перенапряжением всех сил.
У него была вообще такая манера: он не отделывал рукописей. А настоящая отделка у него уже начиналась в гранках, в верстке. Что, кстати, в современных условиях невозможно, потому что сейчас иной способ набора. А тогда, при ручном наборе, это было вероятно.
Так вот, эта выдающаяся работа над рукописями, вперемежку с черным кофе. Ночи с черным кофе. Когда он умер, его приятель Теофиль Готье в замечательном некрологе написал: Бальзак погиб, убитый таким-то количеством чашек кофе, выпитых им в ночные часы.

Страница: 1 из 7    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы