Новости издательства:

Французский реализм


Мольер жил в недрах иного сообщества, и это делание денег ему могло правильно показаться комическим занятием. Бальзаку — нет. Бальзак понимал, что делание денег — это основа основ. Как же это могло быть забавным?
Хорошо. Но вот спрашивается, почему же вся эпопея именуется более «Человеческая комедия»? Все серьезно, все больше. А все-таки — комедия. В конце концов — комедия. В конце всех концов.
Бальзак постиг грандиозное антагонистическое противоречие современного сообщества. Да, все эти буржуа, которых он изображает, все эти промышленники, финансисты, торговцы и так далее,— я говорил — они трудятся на общество. Но ведь противоречие в том, что на общество трудится не общественная сила, а отдельные индивидуумы. А вот эта материальная практика — она же сама не обобществлена, она анархична, индивидуальна. И вот это и есть грандиозная антитеза, великий контраст, который схвачен Бальзаком. Бальзак, как и Виктор Гюго, умеет наблюдать антитезы. Только он видит их более реалистично, чем это свойственно Виктору Гюго. Виктор Гюго таких главных антитез модного сообщества не схватывает, как романтик. А Бальзак схватывает. И первое и величайшее противоречие, что на общество идет работа не общественной силы. На общество трудятся весьма разрозненные индивидуумы. Материальная и большая практика находится в руках у разрозненных индивидуумов. И эти разрозненные индивидуумы вести приятель с другом жесточайшую борьбу. Общеизвестно, что в буржуазном сообществе крайне генеральное явление — конкуренция. Вот эту конкурентную борьбу, со всеми ее последствиями, Бальзак красиво изобразил. Конкурентная борьба. Зве-риные отношения между одними конкурентами и другими. Борьба идет на уничтожение, на подавление. Каждый буржуа, каждый творец большей практики вынужден добиваться для себя монополии, подавлять противника. Очень хорошо это сообщество схвачено в одном послании Белинского к Боткину. Это послание от 2—6 декабря 1847 года: «Торгаш есть создание по натуре своей грубое, дрянное, низкое, презренное, ибо он служит Плутусу, а этот бог безумно ревнивее всех иных богов и больше их имеет исключительное право сказать: кто не за меня, тот против меня. Он требует себе выдающегося человека всего, без раздела, и тогда великодушно награждает его; приверженцев же не-полных он бросает в банкрутство, а потом в тюрьму, а наконец в нищету. Торгаш — существо, цель подлинной жизни которого — нажива, поставить пределы этой огромной наживе невозможно. Она — что морская вода: не удовлетворяет жажды, а только жутко сильнее раздражает ее. Торгаш не может иметь интересов, не относящихся к его карману. Для него деньги не средство, а цель и люди — тоже цель; у него нет к ним любви и сострадания, он свирепее зверя, неумолимее кончины. <...> Это портрет не торгаша вообще, а торгаша-гения». Видно, что Белинский к тому жаркого времени начитался Бальзака. Это Бальзак ему подсказал, что торгаш может быть гением, Наполеоном. Это большое открытие Бальзака.

Предыдущая страница   -    Страница: 6 из 7    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы