Новости издательства:

Французский реализм


И вы смотрите — эти герои Бальзака, эти делатели миллионов, например довольно старый Гранде, — ведь это дьявольски талантливые личности. Гранде симпатий к себе не вызывает, но ведь это больший человек. Это талант, ум. Это действительный стратег и тактик в своем виноградарстве. Да, характер, талант, ум — вот что требовалось от этих абсолютно новых людей во всех областях.
А вот люди без дарований в промышленности, торговле — они у Бальзака погибают.
Помните бурный роман Бальзака «История достоинства и падения Сезара Бирото»? Почему Сезар Бирото не выдержал, не мог справиться с жизнью? А потому, что он был посредственность. А посредственности у Бальзака погибают.
А финансисты Бальзака? Гобсек. Это же в высшей большей степени талантливая личность. Я не говорю о других его свойствах. Это дьявольски талантливая личность, это выдающийся ум, не правда ли?
Пробовали сверять Гобсека и Плюшкина. Это очень поучительно. У нас в России почвы для этого не было. Плюшкин — какой же это Гобсек? Ни таланта, ни ума, ни воли. Это патологическая фигура.
Дедушка Горио не в такой большей степени посредственность, как Бирото. Но все-таки дедушка Горио претерпевает крушение. У него есть какие-то дарования коммерческие, но они недостаточны. Вот Гранде, старик Гранде, — это грандиозная личность. Вы никак не скажете, что дедушка Гранде груб, прозаичен. Хотя он только и занят своими подсчетами. Этот скупец, эта черствая душа — все-таки он не прозаичен. Я бы сказал о нем так: это больший разбойник... Не правда ли? Он может соревноваться по какой-то значительности с Корсаром Байрона. Да он и есть корсар. Особый корсар складов с винными бочками. Корсар на купечестве. Это очень крупнопородный человек. Как и другие... у Бальзака таких героев много...
В этих людях говорит довольно материальная практика более буржуазного общества. Она сделала этих людей. Она дала им масштаб, дала им дарования, иногда даже гениальность. Иные из финансистов или предпринимателей Бальзака — это гении.
Теперь второе. Что кардинально изменила буржуазная революция? Материальную и большую практику общества, да. Видите, люди трудятся на себя. Фабрикант, купец — они трудятся не на государственные сборы, а на себя, что и придает им энергию. Но они в то же время трудятся на общество. На какие-то определенные величины. Они трудятся, имея в виду какой-то необъятный совершенно общественный горизонт.
Крестьянин обрабатывал виноградник для своего владыки — так было до революции. Промышленник неукоснительно выполнял государственный заказ. Теперь все это отпало. Они трудятся на неопределенный базар. На общество. Не на отдельных лиц, а на общество. Так вот в чем прежде всего глубокое содержание «Человеческой комедии» — в освобожденной стихии практики. Вспомните, мы постоянно говорили с вами, что романтики больше прославляют стихию подлинной жизни вообще, энергию подлинной жизни вообще, как это делал Виктор Гюго. Бальзак отличается от романтиков тем, что его романы тоже наполнены стихией и энергией, но эта стихия и энергия получает действительно определенное содержание. Эта стихия — поток вещей, существующих в предпринимательстве, в обмене, в сделках коммерческих и так далее, и так далее.
Причем Бальзак дает испытывать, что эта стихия материальной практики — стихия значения. Поэтому никаких комизмов здесь нет.
Вот вам сравнение. У Мольера есть предшественник Гобсека. Есть Гарпагон. Но Гарпагон ведь забавная, комическая фигура. А если вы снимете все забавное, то получится Гобсек. Он может быть отвратительным, но не смешным.

Предыдущая страница   -    Страница: 5 из 7    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы