Новости издательства:

Барачная поэзия Игоря Холина как классический эпос новой литературы


Е. Кропивницкий, открыв личной стих навстречу быту, остается абсолютно чистым лириком, язвительным, ироничным, однако лириком, сосредоточенным на себе и своих размышлениях. Лубочные и исключительно яркие краски применяются по прямому назначению, как у художников-примитивистов, для творения образа. Наивный, детский взор лишь очищает восприятие (пейзажная лирика Е. Кропивницкого - готовые более детские стихи, впрочем специально для детей, насколько я знаю, основатель школы ничего не писал). Холин и Сапгир начали с того, что вообще отказались от лирики, от литературности. В особенности кардинально это получилось у Холина.

Быт делается самоценным, самодовлеющим. И это уже не быт - бытие. Холин и Сапгир, в отличие от Олейникова и вообще обэриутов, не гносеологичны, а непосредственно онтологичны. Барачная поэзия - новая онтология, попавшая в точку, выразившая саму суть послесталинского (и шире - посттоталитарного) мироощущения.

Красовицкий также онтологичен. И по поэтике он принадлежит той же традиции (впрочем у него гротеск как раз семантический, а не стилевой). Его эсхатологическая и настоящая поэзия также суть того же мироощущения, и ее возникновение было так же жизненно ценится. По силе, трагичности яркого воплощения общей высоко духовной катастрофы настоящая поэзия Красовицкого, может, и превосходит лианозовскую. Однако грядущее все-таки было непосредственно за Лианозовым. Поэзия Красовицкого - понимание катастрофы, вины, это суд и приговор, это настоящая поэзия принесения жертвы, духовного самосожжения, материально воплотившегося в сожжении великим поэтом своих рукописей и отказе от созданного. Лианозовское искусство - старт изживания катастрофы, путь к созданию абсолютно новых ценностей, новой, невиновной жизни.

Старое тогда, в итоге 50-х, вовсе еще не считало себя старым. Напротив, оно было в силе, переживало свое II-е рождение на "оттепельной" волне "возвращения к ленинским нормам", социализма с человеческим лицом и т.п. Положения правительственного большого искусства казались незыблемыми. Однако для тех, кто осознал, что на таких принципах в искусстве ничего действительно сделать нереально, вопрос о преодолении старого, то есть всей советской окружающей среды, стоял весьма остро. Натуральной и бурной реакцией было великое стремление уйти, презрительно проигнорировать социум, попытаться именно отдать к жизни подлинное, досоветское. Так поступали в группе Черткова, напрямую обращаясь к опыту акмеизма, футуризма. Однако в Лианозово сделали все напротив: не бежали от окружающего вздора, а пошли ему навстречу, спровоцировав столкновение. Результат оказался поразительным. Заговорив на безнадежно мертвом, преступном языке социума, искусство обрело на самом необыкновенном деле новую жизнь и, как последствие, новый, живой язык.

Предыдущая страница   -    Страница: 2 из 3    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы