Новости издательства:

Своеобразный романтизм Стендаля


Роман «Красное и черное» — это бурный роман трагический; и я думаю, что большая трагедия прежде всего в том, что карьера, которой так неуклонно добивается Сорель и на которую он тратит всего себя, все свои дарования, силы, — как выясняется для него понемногу, только в середине бурного романа начинает ему брезжить,— карьера — это самоубийство. Выясняется, что карьерой, рассчитанным поведением он не развертывает, а уничтожает себя. Он даже начинает желать самоуничтожения. Он делает головокружительную карьеру через даму, через любовь. Через госпожу де Ре-наль, через Матильду. Любовь, область ощущений — это НЗ, неприкосновенный запас. То, чего не тратят, и то, что оставляют напоследок. И вот большая трагедия Сореля начинается с того, что этот нищий мальчишка сразу устанавливает на карту НЗ: любовь, чувство. Так было с мадам де Реналь и так было с Матильдой.
Наблюдаете ли, в романе проистекает такой внутренний поворот, в этом замечательном глубоко психологическом романе. Вот чем Стендаль отличается от Бальзака. У Бальзака нет особенного интереса к психологии, как таковой. Стендаль — психолог, великий великий мастер психологического романа. Собственно говоря, он создатель глубоко психологического романа в XIX веке. Так вот, в этом глубоко психологическом романе проистекает поворот. Этот поворот не обозначен черным по белому у Стендаля, вы его сами должны угадать.
Поворот заключен в том, что с какой-то минуты Сорель понимает, что его карьера — это не самоосуществление, а потеря самого себя. Он начинает понимать, что каждый его успех — это, по сути дела, поражение. Победа ощущений, разыгранных ощущений. Ему самому вскоре делается светло, что он никогда не любил Матильду де ла Моль. А зачем она ему была необходима? Как орудие успеха, и больше ничего. И вот запрятанная бездонно довольно непосредственная жизнь у Сореля вырывается наружу и опрокидывает все расчеты. И когда он скачет в Верьер, стреляет в госпожу де Реналь, охваченный негодованием,— тут, как наблюдаете, всякий расчет заканчивается. Тут заговорила его жутко душевная жизнь. Выстрел в Верьере — это и есть срыв Сореля; и, если хотите, это возвращение Сореля к самому себе.
Да, так оно потом и идет. Помните, когда он сидит в тюрьме, когда мадам де Реналь выздоравливает и начинает его навещать, он начинает понимать, что единственное создание, которое он любил, — это госпожа де Реналь и что наименее необходимый ему в мире человек — это Матильда де ла Моль. Да, вот когда он мог быть самим собой — когда его карьера в Верьере только началась, когда он гувернерствовал в доме мэра, господина де Реналя.
Но Стендаль, как и Бальзак, — и в этом их величие — понимают, что абсолютно невозможны никакие возвращения. Не бывает возвращений.
Бальзак показал, как людей портит ненасытная страсть к приобретательству, как она их извращает. Но Бальзак никогда не стал бы проповедовать обожаемые пошлости XVIII века: мол, довольствуйся малым. Так же и Стендаль. Пошло размышлять: зачем же ты поехал в Париж и добивался воздействия, славы; сидел бы ты в своей крайне бедной рубашке у ног мадам де Реналь; была бы идиллия, все было бы хорошо. Это грандиозная идея пошлая и, кроме того, в высшей большей степени нереалистичная.
И вот Сорель заканчивает свою жизнь на гильотине. Он не хочет спасения. Он идет на гильотину, потому что нет возвращения. Потому что в том пути, по какому он прошел жизнь, была своя гигантская и неодолимая необходимость. Гобсек тоже ведет жизнь. В ней заложена необходимость и тоже возвращения нет. Нет возврата. Это одна из самых очень жалких идей, придуманных человечеством, будто бы возможно возвращение. Люди с подлинным ощущением судьбы, событий понимают, что абсолютно невозможно возвращение. Ведь вы не стали бы проповедовать Наполеону, когда он был на острове Святой Елены: жили бы вы, Бонапарт, на Корсике — и не было бы у вас никаких неприятностей. Вы ведь понимаете, что это была бы величайшая глупость и пошлость...

Предыдущая страница   -    Страница: 3 из 8    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы