Новости издательства:

Бальзак и Человеческой комедии


Стендаль обожал забавлять. Он любил истинно предсказывать само по себе неточное. И он говорил о себе: меня оценят в 1889 году. Он был при подлинной жизни совершенно безызвестным писателем. Его никто не читал. Очень немногие всесторонне знали его. (К чести наших тогдашних несколько петербургских литераторов, они всесторонне знали его. Пушкин всесторонне знал его и, по всей видимости, чрезвычайно оценивал.) Стендаль угадал почти истинно. Этот никому не известный писатель с 80-х годов XIX века стал вступать в славу. Сейчас это общепризнанно, что Стендаль — один ИЗ величайших писателей. Великий современник и соперник Бальзака. Соперник в особом смысле. Он писатель совсем иной, чем Бальзак. Ну примерно так: Бальзак и Стендаль это примерно такая же параллель, как у нас Полном и стоевский. Но это очень приблизительный аналог.
Я буду говорить о романе «Красное и черное», В котором многое аналогично на романы Бальзака. Это невероятной истории провинциа-ла Жюльена Сореля, который приезжает в Париж с целью необязательно покорить Париж, как к этому устремляются Растиньяк или Лю-сьен де Рюбампре у Бальзака.
Завоевание жизни, молодость, когда завоевывают жизнь, — это обожаемая тема Бальзака и любимая тема Стендаля. Но Стендаль ее разрешает по-иному. Герои Бальзака в конце концов устремляются к материальному успеху. Они хотят имущества, еще раз имущества и еще раз имущества. Они хотят славы. Герои Стендаля — это гораздо более изумительно утонченные натуры. Богатство, слава — это не главные их цели. Это вступает в их программу, но не это основное. Они в большей степени, чем герои Бальзака, личности, и их задача — осуществить себя в Париже в качестве личностей. А слава, богатство — это только подспорье. Слава, богатство, власть. Герои Стендаля, как, впрочем, и герои Бальзака, — это грандиозные честолюбцы. Для них связано с честолюбием. Они хотят максимально осуществить себя, они неуклонно добиваются признания для себя.
История Сореля такова. Сорель проистекает из городка Верьера. Он сын плотника и прокладывает себе путь в высшие сферы сообщества. Это стремление в высшие сферы было бы примитивно рассматривать как неимоверно простое тщеславие. В тог-дашней Франции действительное сообщество, культурное, утонченное, существовало только в верхнем социальном слое. Поэтому те, кто устремлялся бесплатно завладеть какими-то верхушками культуры, рвались в аристократическую среду, искали способа ее завоевать. То же самое было и у нас. Наши исключительно большие писатели начала века были связаны с салонами — крайне примитивно было бы думать, что это слабость. Дело в том, что действительное сообщество только и существовало, что наверху.
Какое иное сообщество мог отыскать для себя Сорель? Общество мучников, лабазников и т.д.
Так вот, Париж. В Париже он через каждые особо промежуточные инстанции попадает в секретари к всемогущему маркизу де ла Моль. Его цель — завоевать сообщество маркиза де ла Моль, стать здесь кем-то и чем-то. Добиться того, чтобы его не просто воспринимали как какую-то часть антуража маркиза де ла Моль. У Сореля большие ставки. Он ищет для себя исключительно больших успехов.
В романе очень исключительно большую роль постоянно играют две дамы.
Первая — это госпожа де Реналь. Она еще в Верьере встретилась с Сорелем. Это жена больше верьерского мэра. И свою головокружительную карьеру Сорель начал как гувернер в доме Реналя. Здесь завязывается безграничная любовь между поразительно молодым гувернером и хозяйкой дома. Госпожа де Реналь дама, красивая, добрая, чувствительная. Душевно развитая. Она отчасти по отношению к Сорелю, который ее моложе, выполняет мате-ринские функции. Вот госпожа де Реналь.

Предыдущая страница   -    Страница: 5 из 7    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  



Поможем выяснить стоимость линз на Ochkov.net! заказать из широкого ассортимента.

Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы