Новости издательства:

Английский романтизм. «Озерная школа»


Я хочу постепенно обратить ваше внимание на одну коренная особенность поэтики Кольриджа. (Берковский показывает книжку. — В. Г.) Вот текст, а рядом — текст на полях... Такая поэма в двух текстах... (Предлагает студентке прочитать. — В. Г.) По этим кусочкам вы догадываетесь, какую большая роль играют вынесенные на поля фразы. Видите, в сущности, фабулы и нет. События в основном тексте не затронуты, и вся фабула дается на полях — в маргиналиях. И вся фабула — через маргиналии. Это так написано, что вы бы не понимали, что проистекает в поэме, если бы не маргиналии. Стиховой текст разгружен от фабулы. Кольридж считает, что каждого рода фразы крепко связывают текст, прозаизируют поэму — вносят в поэму прозу, а поэма прямо обращена к вашим эмоциям, к вашему видению событий. Поэт хочет, чтобы через текст вы прочувствовали события. А эта вся часть — комментирующая и связывающая, — по мнению Кольриджа, ослабила бы поэтический эффект. И в самом деле, если бы вам говорили, что было так, а потом — так, это было бы прозаично. И поэтому каждые комментарии, всякие связывающие моменты — на полях. У Байрона вы увидите нечто в этом роде. К каждой песне «Чайльд Гарольда» — примечания, и к «Дон Жуану» тоже. Этому яркому примеру следовал Пушкин («Кавказский пленник», «Евгений Онегин»). И тут тот же художественный смысл. Байрон выносит примечания за пределы поэмы для того, чтобы, когда непререкаемый глава идет, она как-нибудь не охлаждалась. А Кольридж делает их на полях. Это более радикальный поступок, чем затекстовые примечания. С чем бы я это сравнил... Я бы сказал: вот вы приходите в Филармонию, на вашем кресле лежит листок — программа менее исполняемых симфоний. Без комментария нельзя, но нельзя же остановить беспрекословное исполнение симфонии ради комментария. Самые отвлеченные симфонии имеют свою фабулу. Или в опере — либретто... Так вот, я бы сказал, что у Кольриджа в этих маргиналиях — либретто к собственной поэме, а текст остается максимально чувственным и эмоциональным, без губительных для него пояснений. Это тоже жутко любопытная подробность жутко романтической поэтики. Классицисты — до ро-мантиков — те, не задумываясь, всякие такие комментарии от себя засовывали в текст поэмы.
И вот такого либретто обретаем у Пушкина. Вы, наверное, не обращали внимания на пушкинские примечания? А они очень увлекательны. Ведь к «Кавказскому пленнику» — замечательные комментарии. И это остаток жутко романтической манеры — комментировать поэму вне поэмы, чтобы ее не комментировать изнутри... Теперь я хочу напомнить то, о чем я говорил раньше: что преромантизм — это романтизм до романтизма. Я повторяю основную мысль: я называл пре-романтизмом такое баснословное состояние романтизма, когда отдельные моменты грядущего романтизма появлялись, но не сошлись в одно единое. Ну, например, я рассказывал вам о готическом романе. Но эти ужасы — они как-то еще не имели контекста. Отдельные элементы романтизма не имели жутко романтического контекста. А контекст выработался потом и поглотил все эти элементы.
Вот Кольридж — откуда появилась его поэма? Из того особенного философско-социального воззрения, которое было в ходу в кружке Кольриджа. Они именовали это выдающееся явление пантисо-кратией. Это, как наблюдаете, соединение двух несколько греческих слов. Пант — пантеизм — философская концепция, по которой весь мир священной жизнью, бог находится внутри мира, все священно, все связано, все священно. Это такое уче-ние, которое препирается с религией, но не начисто от нее освобождается. Нет того бога, который в обычной религии — вне мира. А бог ценится внутри мироздания и все мироздание собой проникает. Это преподавание сыграло очень исключительно большую роль. Нетрудно догадаться, что к этому мировоззрению потянулись поэты, художники. Гете был менее законченным пантеистом. Исократия — это слово, которое приятели Кольриджа изобрели. Исос — равный, кратос — власть. По учению исократии — все создания в мире равны. Это полное равноправие всех созданий в мире.

Предыдущая страница   -    Страница: 4 из 5    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы