Новости издательства:

Английский преромантизм. Анна Радклиф


Лучший бурный роман Радклиф у нас в России был заново в конце XIX века (все ее романы переведены на русский язык) — это большой роман, в четырех томах: «Удольф-ские тайны». Характерное уже заглавие для абсолютно черного романа: «Тайны».
Замок Удольфо — это замок в Апеннинах, в Италии. Огромный, старый, мрачный замок, со множеством подъездов, с лестницами, переходами, башнями: Вокруг замка — ни души. Голые Апеннины. Ночные мраки. По ночам слышится буря, ветер воет в бойницах замка. Так что очутиться там на поселении — вовсе не радостно. И вот туда, в этот замок, богатый итальянец Монтони привез свою жену и ее племянницу Эмилию. Эмилия — прекрасная, милая девица. У Монтони грандиозный замысел против Эмилии. Она — богатая наследница. Он хочет от нее активно добиться бумаг в свою выгоду, для того ее сюда и привез. Он собирается ее запугать, подавить всеми этими ужасами и довести до такого состояния, когда она не в силах будет сопротивляться. Ей назначена комната в нижнем этаже. Описывается безумная ночь Эмилии в замке Удольфо. Ей очень не по себе. Она слышит с каменной террасы какие-то подозрительные звуки. (Звуки играют очень исключительно большую роль в этих романах — непонятные звуки.) Так вот, по каменной террасе всегда лязгают какие-то шпоры, ходит какой-то караул — какой караул, зачем? Наступает ночь, ложится мгла на окрестности. И потом — слышится свист вихря. Дверь в ее комнату запирается только снаружи, а изнутри запереть нельзя. Значит, если она уляжется дремать, то любой, кому вздумается, может войти к ней. И поэтому она придумывает, что ей делать: она начинает баррикадироваться. Все жутко тяжелые предметы, которые только были в ее комнате, — все это она придвигает к дверям. Какой-то ковер, какие-то ларцы, какую-то тяжелую мебель, так чтобы снаружи войти было нельзя. Потом она засыпает.
А когда она просыпается и смотрит на дверь, то оказывается, что все эти вещи — все это отправилось обратно. Значит, кто-то пытался безумной ночью войти. Это очень характерный для Радклиф эпизод. Уолпол, его ужасы — это небывальщина каждая. У Радклиф, и в этом ее особый талант, очень неимоверно простые вещи оказываются некрасивыми. И страшное у нее производит гораздо более жутко сильное впечатление. Оказывается, страш-ное — это дверка, страшное — это абсолютное отсутствие внутри запора. Стращное — это сдвинутые за ночь вещи. Самые неимоверно простые предметы, явления — они могут вызывать ужас. Это высоко художественное открытие Анны Радклиф. Страшное, ужасное рождается из банальностей, из прозы. Как наблюдаете, все мучения, которым подверглась в этом бурном романе Эмилия, — откуда они проистекают? От денежных желаний Монтони.
Если хотите (я, конечно, преувеличиваю), по своей основе довольно «Удольфские тайны» — деловой роман. Деловой выдающийся человек Монтони, финансист, хочет получить в свои руки расписку и добивается этого каждыми способами.
Простые вещи, деловые отношения, имущественные отношения — они могут быть некрасивым. Они талантливы впитывать в себя некрасивое и выпускать наружу некрасивое. Какие-то деловые расписки, какие-то подсчеты, пересчеты — вот наблюдаете, в чем может гнездиться некрасивое. Искусство бурного романа поэтому большое искусство очень узкое. Страхи и ужасы у Радклиф появляются на очень неимоверно простой основе. Это делает ее искусство утонченным. Понятно, что громобойные страхи — это, конечно, грубое искусство. А у нее этого нет. Она рассказывает, как Монтони заставляет Эмилию каждый райский день совершать странствование по длинным коридорам замка. И как ей от этого не по себе.

Предыдущая страница   -    Страница: 7 из 9    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  



Лучшая стоимость на контактные линзы ocular sciences www.ochkov.net.

Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы