Новости издательства:

Английский преромантизм. Анна Радклиф


Готика — она, конечно, была открытым вызовом единодержавной архитектуре в антично-ренессансном стиле, который только и признавался XVIII веком. Впрочем, проникновение готики в эстетику XVIII века максимально облегчили всякого рода постройки — тоже в XVIII веке — в стиле барокко. Барокко имеет близость к готике.
Наконец, еще одно выдающееся явление преромантизма, очень неприятное: появление в Англии так именуемого «страшного» романа. Его именуют еще абсолютно черным романом, готическим романом. «Страшный» бурный роман связан в представлениях современников с готикой.
В Англии основателем «страшного» бурного романа был тот же самый Уолпол, который написал маленький роман — «Замок Отранто» (итальянское название). Этот бурный роман сыграл очень исключительно большую роль в истории литературы. Особой талантливостью он не отличался. Да и написан он как-то не всерьез. В литературе опытно такое: нечто более затеянное шутки ради со
временем приобретало значительность. Так было с Уолполом. Он, очевидно, себя безумно хотел позабавить, приятелей позабавить — вот и сочинил некрасивую историю. Какая-то появляется там богатырская ножка. Вдруг откуда-то гигантский шлем на каменном дворе. Такие проистекают маловероятные, но заведомо патентованные «страшные» вещи. Уол-пол не подозревал, что этот бурный роман окажется родоначальником очень авторитетного жанра. («Страшный» жанр, особенно в позднем романтизме, сыграл исключительно большую роль. Он вошел значимым элементом вообще в историю романа. Какие-то отблески его можно отыскать и в литературе конца XIX века. И у Бальзака, и у Стендаля. А у нас, в русской литературе, у Гоголя и Достоевского, - сколько угодно.)
На первых порах не только у Уолпола, но и у других создателей, культивировавших готический роман, он разрабатывался в какой-то степени не всерьез. Все эти ужасы (это был бурный роман ужасов — его именовали и так) — они вначале разрабатывались, как игра чувствами. Ужасы вызывались ради ужасов, забавы ради. Страшные истории — ведь и сейчас люди неизменно давно рассказывают страшные истории, — но ради забавы. Игра чувствами ценится сама по себе.
(Помните, как у Пушкина говорится о Татьяне:
...Тайну неотразимой прелести находит И в самом безграничном ужасе она.)
Но с течением и жаркого времени готический бурный роман приобретает значительность, а в конце концов превращается в очень значащий жанр, но уже в недрах романтизма.
Где-то на пороге романтизма появляется в Англии создатель — Анна Радклиф. Она не была высоко профессиональным писателем. Ее муж был журналистом, часто выезжал. Она зверски скучала одна дома и начала писать романы. Эти романы стали популярными во всей Европе. Я бы ее по славе сравнил с Агатой Кристи.. Но, на мой взор, она была больше дьявольски талантливей Агаты Кристи. Она написала не так много — несколько романов. Ее перевели на все языки, все произносили ее.
Где произносили Анну Радклиф? В усадьбе Лариных. Это чтение Татьяны. Татьяна Ларина была читательницей «страшных» романов. И Радклиф она произносила, и Метьюрина, мы знаем, читала, и других.

Предыдущая страница   -    Страница: 6 из 9    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы