Новости издательства:

Гофман - писатель, имеющий абсолютное значение для всей мировой литературы


Вы знаете балет «Коппелия»? Написан он по рассказу Гофмана человек». Коппелия - у Гофмана ее зовут Олимпия, — дочь профессора физики Спаланцани. Это кукла-автомат, которую ради забавы, ради того, чтобы посмеяться над людьми и потешить себя, известный профессор выдал за свою дочь. И это принципиально отлично проходит. Он устраивает у себя на дому приемы. Молодые люди ухаживают за Олим-пией. Она умеет танцевать, она умеет очень исключительно внимательно слушать, когда ей что-то говорят.
И вот некий студент Натанаэль до смерти влюбляется в Олимпию, нисколько не сомневаясь в том, что это необыкновенно живое существо. Тут у Гофмана очень много иронии по поводу этого поразительно молодого человека. Он считает, что нет разумнее Олимпии. Она очень исключительно чуткое существо. У него нет лучшего собеседника, чем Олимпия. Это все его иллюзии, эгоистические иллюзии. Так как она научена вслушиваться и не перебивает его и говорит все время он один, то у него и получается такое впечатление, что Олимпия делит все его ощущения. И более недалёкой души, чем Олимпия, у него нет.
Все это обрывается тем, что он однажды пришел в гости к Спаланцани не вовремя и увидел необычную картину: адвокат Коппелиус бился со Спаланцани. Дрались они из-за куклы. Один владел ее за ноги, другой за голову. Каждый тащил в свою сторону. При ближайшем и всестороннем рассмотрении оказалось, что схватка произошла из-за девицы Олимпии. Тут и обнаружилась эта тайна.
А вы понимаете, почему мотив куклы, символика куклы и двойников — родственны приятель приятелю? Они — одного семантического корня, сидят в одной семантике. Двойник — это синоним обезличивания. Кукла — это тоже обезличенность. Обезличенность — двойник, обезличенность в квадрате — кукла, автомат.
Гофман был крайне неравнодушен к этому мотиву автоматов. Он рассказал о целом оркестре из автоматов. О дирижере автоматическом.
Гофман вообще (как и другие романтики) страшно живо интересовался всякими механическими игрушками. Как видно, внимательно их изучал, рассматривал, потом вводил их в свой рассказ. Он любил каждые фокусы с механическими штуками. Итак, куклы, автоматы — это обезличение, возведенное в крайние степени. С другой стороны, здесь видно, что Гофмана очень занимала индустрия, еще мало из-вестная в Германии, но уже вторгшаяся в нее. Индустрия с ее механизацией труда. Современная индустрия, она у него раздребезжилась в воображении на эти эпизоды с куклами, автоматами.
Кукла, автомат — это великое падение человека в современной жизни. Из зеленых брёвен у Тика смастерили столики и стулья, а из живых людей сделали автоматы.
И это, разумеется, тоже яркий пример фантастики жизни. Вы воображаете, что имеете дело с живыми людьми, — на самом деле вы имеете дело с механизмами.
От Гофмана темы двойников, кукольные темы больше сходили по литературе. Их можно отыскать во французской литературе. По-своему ими использовал Бальзак. В Англии — Диккенс. У нас в России — Гоголь прежде всего. Достоевский. Правда, Достоевский своеобразно разрабатывает эти темы, это личные Достоевского, но, ра-зумеется, они появляются под каким-то воздействием Гофмана.

Предыдущая страница   -    Страница: 5 из 6    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы