Новости издательства:

Гейдельбергская школа


«Руненберг» — очень значимое произведение в истории романтизма, в истории Тика. Это рассказ о том, что чело-пек отрывается от природы, от прекрасного мира, как только он начинает отыскивать в нем корысть. Для романтизма значима подлинная жизнь природы. А здесь для Христиана нет никакой живой природы. Есть металлы и камни. Вспомните Лермонтова: «И железная лопата В каменную грудь, Добывая медь и злато, Врежет некрасивый путь». Это очень значимо: медь и злато; природа отвечает не жизнью — металлами. Это грандиозный срыв. И есть перекличка между такими безмерно далекими произведениями, как «Руненберг» и «Спор» Лермонтова; тем более поучительная, что они не знали приятель о друге. Если есть совпадения у авторов, которые приятель о друге понятия не имели, — это говорит об общности поэтического, литературного передвижения. Все немецкие имеют близнецов в английской литературе. Новалис — Блейк, Тик — Кольридж, Гельдерлин — Шелли, Ките. И они приятель о друге ничего не знали. Это говорит о том, что у литературного передвижения были всемирно объективные источники в условиях совершенствования.
Тик и Кольридж, например, — современники, но друг о друге познали потом, когда они уже все сделали, обозначили; они даже встречались.
Я еще раз подчеркиваю: страшный мир у романтиков — это не уродливый мир. Это мир, сквозь который просвечивает красивое. Оно было, но его подчинили, его подавили — и оно пробивается. Скажем, Гойя — это не романтический мир. Страшный, но не романтический. А вот у Кольриджа — у него такая затопленная некрасивым красота. Прекрасное лицо под крепом.
Было еще одно течение в романтизме. Это так называемая и настоящая драма судьбы. Это истинное соотношение на сцене готическому роману. Она началась с драмы Захарии Вернера «24 февраля». Что такое настоящая драма судьбы? Это драма, в которой совсем резко понизилась активная и большая роль человека. События разыгрываются через людей и помимо людей, неожиданно для людей. Главный персонаж — темная судьба. Господствует фа-талистическая концепция жизни. Самая сильная из «драм судьбы» — «24 февраля» Захарии Вернера.
Действие ее происходит в горах Швейцарии. Заброшенный дом в горах, где живут дедушка и старуха — обнищавшие. Они не внесли денег, завтра их выгонят. В эту альпийскую и адскую стужу они будут на улице. И вот к ним безумной ночью приходит путник. Они отдают ему ночлег. Сцена перегородкой. На одной стороне путник стелет себе постель. На другой — тайный разговор. У старика сразу появилась мысль: зарезать посетителя. Создается особенное драматическое действие, обусловленное перегородкой. Эта перегородка — она символична. Это тоненькая перегородка, на которой с одной стороны висят предметы. Это очень тоненькая перегородка, которая отделяет человека от бушующего зла.
Зло, разлитое в мире, становится темой несколько поздних романтиков. Человек абсолютно недоступен прекрасному. Человек чересчур доступен злу.

Предыдущая страница   -    Страница: 3 из 4    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы