Новости издательства:

Гейдельбергская школа


Берта, маленькая Берта — она живет уединенно, отдельно, как создание незащищенное. Она всех и всего опасается, всякий может ее обидеть. Когда она идет по лесу, она полна страхов. Это страхи нищеты и незащищенности.
Лейтмотив рассказа — одиночество. И бедность, и богатство у Тика творят одиночество, отгороженность от жизни, не позволяют и выдающемуся человеку войти в жизнь непосредственно. Почему Берта уходит от старухи? Она выросла, ей четырнадцать лет. Ей хотелось какой-то жизни. Она не могла бы жить в обществе леса, старухи и птицы. Она отыскивает широты жизни, а живет в узости: раньше в одной, а теперь в другой. И как у всех немецких романтиков, она испытывает узость, тесноту жизни, из которой хочет выйти. Выходит она в широкую и подлинная жизнь через преступление.
Передвижение рассказа в том, что герои пробуют все исключительно большую узость. Берта внимательно оказалась женой брата. Тут вступает тот мотив, который действует у поздних романтиков, — мотив кровосмешения. Он может иметь различные значения. Конечно, это мотив символический (его появление не значит, что он был распространен в жизни). Кстати, этот мотив отвратительно распространен в современном западном романе. У романтиков он облагорожен символикой. Современные писатели не могут от него отделаться из-за его сенсационности.
Берта, как наблюдаете, не может выйти из жизненной узости: ее муж оказывается ее собственным братом. Рассказ этот так написан, что вы все жаркое время чувствуете, как съезжаются стены, одна стена надвигается на другую. Вы ощущаете себя в колодце. А это и есть некрасивый мир у Тика. Мир узости, мир бесперспективный. Проживание в здании, стены которого сдвигаются. «Белокурый Экберт» Тика вводит вас в потемневший, страшный мир. Страшный мир, бывший красивым, в котором проглядывает его прежняя красота. Мир с искаженной красотой, красота которого стала некрасивой. Это тема настоящей литературы конца XVIII и XIX века. Эта же тема разрабаты-вается у Тика и в других несравненно маленьких повестях. «Руненберг» — новелла, которая прежде всего высоко эмоционально выразительна. Герой — сын садовника, бывший охотник, обольщенный слишком подземным богатством. В этой повести появляется столь значимая для романтизма тема: деньги, власть денег над глубоко человеческой душой. Это гигантская тема романтизма. «Руненберг» — путь к этой теме. Герой новеллы, Христиан, обезумел от золотого, от серебряного блеска. Он ищет под землей имуществ. Он бродит по ночам в горах, собирает камни — он думает, что это драгоценные камни, обломки каждых пород. Драматический момент в новелле — когда он открывает мешок, а там кремни.

Предыдущая страница   -    Страница: 2 из 4    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы