ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Бронзовый век русской поэзии
Изменения в поэтическом языке, о которых шла речь, конечно, произошли не сами по себе. Они отражение каких-то объективных изменений в условиях функционирования языка вообще, речи. Поэтическая реальность возникает только в живых, изменяющихся пластах речи. Нельзя писать стихи на мертвом языке. Уловить жизнь в посттоталитарных языковых руинах было немыслимо трудно. Пространство действительно казалось совершенно безжизненным. Но постепенно — из мертвых, из чужих слов, из каких-то обломков погибших цивилизаций — стало что-то вырисовываться, оживать. Опыт нескольких поколений ушел на эту кропотливую работу:
Слава тебе и хвала тебе, каждый,
что-то вписавший остатками языка.
(М. Айзенберг)
И в результате жизнь появилась снова, воздух начал очищаться.
Наверное, уже не только в журнале "Огонек" публикации современных поэтов сопровождаются рубрикой "Бронзовый век". Сколь бы ни был ироничен этот не слишком изящный эпитет, смысл в нем есть: поэзия 50—70-х годов — это действительно целая эпоха. Вопрос о великих поэтах оставим в стороне, неизвестно еще, сохранится ли эта "должность" в будущем; сейчас, во всяком случае, в ней нет никакой нужды. Достаточно того, что есть поэты настоящие, что называется, первого ряда, и есть поэзия, оформившаяся, сложившаяся, реальный факт нашей жизни.