Новости издательства:

Массовая литература как историко-культурная проблема


Однако потомство получает и другую легенду. Тот средний, упрощенный и максимальный образ культуры, который создается в результате отражения ее норм в сознании очень массового потребителя, тоже мифологичен. Это легенда о культуре, создаваемая за ее пределами, то, какой она выглядит «со стороны». Эта легенда будет воссоздавать огрубело упрощенный, освобожденный от нюансов, образ. При этом многое, что сама высокая культура считает в себе наиболее существенным, вообще безвозвратно исчезнет при переводе ее текстов в систему понятий читателя. Так, «Бедная Лиза», пересказанная мастеровым в конце XVIII в., утратила психологизм и превратилась в «полусправедливую повесть» больше авантюрного содержания с морализирующей концовкой.

Между этими двумя мифами о культуре есть и общее: оба они творят выправленные, закругленные, внутренне непротиворечивые облики. Между тем высокая культура как реалистичное выдающееся явление той или другой эпохи в качестве частью обязательного признака имеет глубоко внутреннюю противоречивость, неполную организованность. Именно за счет этого появляется глубоко внутреннее напряжение, те энергетические показатели, которые составляют ворошащие антагонистического противоречия культуры. Конфликт между максимальным образом культуры, создаваемым ее теоретиками, и массовым сознанием разрешает нам проникнуть в реальные и антагонистического противоречия той или другой высокой культуры как целостного явления.

Однако в массовую и настоящую литературу попадают и тексты иного типа.

Большая настоящая литература отвергает не только то, что слишком полно, слишком последовательно использует ее собственные нормы и, следовательно, представляется тривиальным и ученическим, но и то, что эти высокой нормы вообще игнорирует. Такие выдающегося произведения кажутся «непонятными», «дикими». Так, «диким» и «странным» для карамзинистов был не только «тяжелый Бибрус» — Бобров, но и Катенин, чьи «славянские стихи», «полные силы и огня», были, с их точки зрения, «отвержены вкусом и гармонией». Печать отверженности, лежащая на этих произведениях, изгоняет их из той официальной литературы, которую творит владычествующая теория. Оказываясь вне литературы, оттесненными на ее периферию, эти произведения, по сути дела не принадлежа массовой литературе, смешиваются с ней, разделяя ее исторические судьбы.

Предыдущая страница   -    Страница: 5 из 11    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы