
ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Массовая литература как историко-культурная проблема
1. В противопоставлении жизни (в жизни все заканчивается нехорошо, в романе — все хорошо); эта антитеза раскрывает родство с поэтикой тождества, активизируя функцию.
2. В противопоставлении традиции «высокой литературы» (ср., например, тенденцию при экранизации абсолютно серьезной прозы обновлять нехорошие концы на хорошие в случае всестороннего учета норм очень массового искусства — «зритель не поймет»). В антитезе литературы» практически массовое искусство (и применительно к проблеме замечательно хорошего конца) выступает как творящее иное пояснение жизни — вперед выдвигается функция.
Эта двойная природа «примитивности» массовой литературы, проявляющаяся и в отношении к другим конструктивным принципам, определяет и противоречивость функции ее в общей системе культуры.
Выступая в определенном отношении как крайнее средство разрушения культуры, она может втягиваться в ее систему, участвуя в строительстве абсолютно новых структурных форм.
1991