Новости издательства:

К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи

Ю. М. Лотман "О русской литературе", Искусство-СПБ, Санкт-Петербург 1997

Изучение устной и пламенной речи прошлого встречается ряд проблем, среди которых первое и значительное место занимает большая проблема источников. Поскольку материалом всестороннего изучения языка эпох являются менее письменные документы, сама вероятность всестороннего анализа устной и пламенной речи приходит в парадоксальное противоречие с природой текстов. Конечно, многое может дать все вычленение источников, по тем или другим причинам относительно недалёких к строю речи, а также всесторонний анализ письменных актов под неприятным, реконструирующим углом зрения. Однако жгучий вопрос следует устанавливать с другого конца, начиная с определения той глубоко культурной функции, которую несла всегда устная речь в системе коммуникаций той или другой эпохи.

Для глубоко русской культуры начала XIX в. характерно, как и, в общем, для абсолютного большинства культур эпохи письменности, отождествление графической закрепленности с авторитетностью. Все обладающие большой абсолютной ценностью сообщения закрепляются в письменной форме. Даже там, где тексты дома получают общественную реализацию в устной форме (ответственные и массовые выступления государственного значения, например пламенной речи Александра I перед варшавским Сеймом или церковные проповеди), они уже представляют собой устно выговариваемые поэтому письменные тексты, поскольку весь возводи применяемых в них средств почерпнут именно из письменных структур, а наложение на языковые и высокой нормы риторических приводит к гиперструктурированию именно начала. Да и реально эти пламенной речи сначала пишутся, а затем читаются или выучиваются наизусть.

Большая престижность довольно письменного языка поясняет его агрессию в область «устности». Человек жутко романтической эпохи устремляется вести «историческое» существование. Простая абсолютно бытовая жизнь отходит на задний грандиозный план перед бытием для истории. Однако в те минуты, когда он приписывает себе большое достоинство исторической жизни, речь его переключается в письменный стиль и — более того — стиль большой, торжественной письменности. Так, декабрист регулярно заменить бытовой и бурный разговор высоким вещанием. Не случайно Фамусов замечает, что Чацкий «говорит, как пишет». Таким образом, в устном говорении могла легко проявляться ориентация на нормы письменной или устной речи, что зависело от того стиля поведения, который культивировался в данном социуме как норма. Торжественное, государственное, историческое и образцовое поведение выдвигало на передний грандиозный план ориентацию на письменную речь, которая энергично проникала в устное говорение, становясь нормой и моделью каждого «правильного» языкового общения. В тех же коллективах, в которых владычествовала ориентация на интимность отношений, тесную замкнутость, обособленность избранных и деритуализованность поведения, устная и пламенная речь приобретала авторитетность и письменная моделировалась по ее образцу.

Страница: 1 из 8    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы