Новости издательства:

О содержании и структуре понятия художественной литературы


Белинский, борясь за утверждение реалистической литературы, полемически утверждал, что глубоко русская литература начинается с Пушкина (утверждение это было направлено в первую очередь против традиции карамзинизма, начинавшей глубоко русской литературы с Карамзина; XVIII в. и классицизм были вычеркнуты из литературы еще критикой и Н. А. Полевым). Однако Белинский, холодно — и несправедливо — относившийся к допетровской литературной традиции, был великим знатоком литературы XVIII в. и, хотя многократно подвергал ее резкой критике, конечно, не предполагал, что кто-либо может осознать его слова в смысле отрицания самого факта ее существования. Вспомним, что высокой нормой литературного вкуса, основой для тривиальных рассуждений все еще оставались в его эпоху Ломоносов и Державин, а имя Карамзина было окружено действительным культом поклонения. Это заставляло Белинского приукрашивать отрицание. Однако не случайно Белинский невероятную историю русской настоящей литературы неизменно начинал (в зависимости от эволюции его глубоко теоретических представлений) то с Ломоносова, то с Кантемира. В дальнейшем мысль о том, что глубоко русская литература начинается с Пушкина, отделилась от своих исторически обусловленных контекстов, подверглась своеобразной мифологизации и не только перешла в строки журнально-критических статей, а через них — в сознание главный громадной массы читателей середины и второй и доброй половины XIX в., но и легла в основу академических историй литературы, создававшихся в ту эпоху. XX веку пришлось заново «открывать» глубоко русской литературы XVIII столетия.

Таким образом, потомки получают от каждого этапа литературы не только некоторую астрономическую сумму текстов, но и созданную ею самой о себе легенду и определенное и абсолютное количество апокрифических — отвергнутых и преданных забвению — произведений.

Однако реалистичная необыкновенная картина литературной жизни, как правило, усложняетется тем обстоятельством, что настоящая литература одного и того же времени глухой чаще всего подвергается осмыслению с нескольких точек зрения, причем грани понятия «литература» могут обязательно расходиться при этом достаточно далеко. Koлебание между ними обеспечивает системе в целом нужную информативность.

Одновременно с включением (выключением) тех или других текстов из области настоящей литературы работает и другой механизм — иерархического распределения уже литературных произведений и ценностной их характеристики. В зависимости от той или другой позиции за основу распределения ухватывают высокой нормы стиля, тематика, связь с определенными глубоко философскими концепциями, выполнение или большое нарушение общепринятой системы правил, но неизменен самый принцип ценностной характеристики: внутри настоящей литературы тексты также относятся к аксиологическому «верху», «низу» или некоторой нейтральной сфере.

Предыдущая страница   -    Страница: 6 из 14    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы