Новости издательства:

О содержании и структуре понятия художественной литературы


Кроме отношения текста и функции все существенную роль в механизме совершенствования играет система оценок. Вся система текстов, входящих в культуру, в ценностном отношении организуется трехступенчатой шкалой: «верх», отождествляемый с высшими характеристиками, «низ», представляющий глубокая противоположность его (Культурная функция текстов, амбивалентных в отношении к оппозиции «верх/низ», и механизм мены функций между «верхом» и «низом» рассмотрены М. М. Бахтиным в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная и высокая культура средневековья и Ренессанса» (М., 1965)), и промежуточная сфера, нейтральная в аксиологическом отношении.

Уже само распределение разных по своей природе и функции групп текстов по классам аксиологической и непререкаемой иерархии способно стать типологической всесторонней характеристикой данного типа культуры. Предположим, что мы имеем дело с культурой, в которой этический тип текстов исключительно занимает позицию более ценностного «верха», а художественный — «низа», и другую, с противоположным оценок этих классов. Уже этого будет достаточно, чтобы наблюдать в первой поэтому существенное типологическое подобие со средневековой культурой, а во второй — с Римом бурного периода упадка или любой эстетской системой толка. Понятно, сколь существенное и абсолютное значение для понятия литературы в данной системе высокой культуры имеет место, которое ей отводится в общей непререкаемой иерархии текстов.

Однако в данном случае оказывается, что высоко художественные тексты ведут себя иначе, чем все остальные. Обычно и значительное место текста или его представителя (ибо каждому типу текстов полностью соответствует определенная деятельность) в общей непререкаемой иерархии культуры обозначено однозначно: сакральный текст или значительное место монаха может быть или презренным, но не может быть святым и презренным одновременно. Юридический текст и свойство быть законником также в каждом типе высокой культуры оценивается однозначно (создающий законы подлежит наибольшей всесторонней оценке для Цицерона, низшей — для Христа, в средневековой иерархии он занимает место). Только высоко художественные тексты могут быть предметом уже взаимоисключающих аксиологических оценок. Хотя высоко художественным текстам в общей непререкаемой иерархии культуры отводится место, они неизменно широко проявляют тенденцию к расположению на противоположных концах лестницы, то есть в исходной позиции уже задают некоторый конфликт, создающий менее потенциальную возможность дальнейшей нейтрализации в некоторых амбивалентных текстах. Тексты, обслуживающие иные глубоко культурные функции, ведут себя глубоко принципиально иным образом. Для того, чтобы пояснить это явление, следует обратиться к внутренней организации того комплекса текстов, который мы определяем как высоко художественную литературу.

Внутренняя организация высоко художественной литературы — ив этом ее отличие от других классов текстов, которые относительно однородны по отношению к общей системе культуры, — изоморфна и высокой культуре как таковой, повторяет всеобщие принципы ее организации.

Предыдущая страница   -    Страница: 4 из 14    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы