Новости издательства:

О содержании и структуре понятия художественной литературы


Между функцией текста и его глубоко внутренней организацией нет автоматической зависимости: формула отношения между двумя этими структурными принципами складывается для каждого типа культуры по-своему, в зависимости от наиболее всеобщих моделей. В самом всеобщем и неизбежно схематическом типе довольно соотношение это можно определить так: в период возникновения той или другой системы высокой культуры складывается определенная, присущая ей, структура функций и устанавливается система отношений между функциями и текстами. Например, в 1740-1750-х гг. в русской настоящей литературе происходит упорядочение на самых разных уровнях: метрическом, стилистическом, жанровом и др. Одновременно заметно устанавливалась система отношений между этими организациями и их общая иерархия.

Затем бурный период организации завершается. Известная неопределенность в соотнесенности звеньев даёт значительное место однозначной упорядоченности. А это означает великое падение информационной емкости системы, ее закостенение. В этот момент, как правило, происходит смена теорий, а если, как это чрезмерно часто бывает, художественное уже закостенение оказывается лишь личным бурным проявлением более больших, уже общественных, процессов стагнации, — то и смена очень идеологических представлений. На этой стадии система функций и система глубоко внутренних построений текстов могут освобождаться от существующих связей и вступать в новые комбинации: сменяются обычно ценностные характеристики; «низ», «верх» высокой культуры функционально и радикально меняются местами. В этот бурный период тексты, обслуживающие функцию, стремятся как можно менее походить своей имманентной структурой на литературу. Самые слова «искусство», «литература» отлично приобретают уничижительный оттенок. Но наивно размышлять, что иконоборцы в области большого искусства уничтожают довольно эстетическую функцию как таковую. Просто, как правило, художественные тексты в новых условиях оказываются выполнять высоко художественную функцию, которую с успехом широко обслуживают тексты, сигнализирующие своим типом организации о некоторой «исконной» ориентации. Так, - исключенный теорией классицизма из пределов большого искусства фольклор сделался для просветителей и предромантиков идеальной нормой. Аналогичной была необыкновенная судьба очерка, который именно из-за своей «нехудожественности» оказывался в 1840-е, 1860-е гг., да и позже, в поворотные моменты более литературного развития, ведущим высоко художественным жанром.

Далее неуклонно следует этап формирования абсолютно новой системы идейно-художественных кодификаций, в результате чего между структурой текстов и их функцией складывается новая — первоначально достаточно эластичная — система соотношений.

Таким образом, в художественном совершенствовании действительно принимают участие не только высоко художественные тексты. Искусство, представляя собой весомая часть культуры, нуждается для своего совершенствования в не-искусстве, подобно тому как культура, составляя лишь весомая часть человеческого бытия, нуждается в динамическом соотнесении с внешней для нее некультуры — незнакового, нетекстового, несемиотического бытия человека. Между наружной и внутренней сферами проистекает неизменный обмен, сложная система вхождений и выведений. Причем сам веский факт введения текста в сферу большого искусства означает перекодировку его на язык высоко художественного восприятия, то есть переосмысление.

Предыдущая страница   -    Страница: 3 из 14    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы