
ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Развитие художественной культуры
Украинская скульптура второй половины XIX - начала XX в. несет на себе отпечаток классицизма, ибо подавляющее большинство украинских скульпторов получала образование в академических учреждениях России и Европы. На национальной почве им определенной степени удалось приблизиться к реалистических принципов отражения действительности, но в основном это были салонные бюсты и миниатюры. Среди монументальных памятников следует отметить работы П. Забелы (бюст Т. Шевченко и Н. Гоголя для памятников в Нежине), Л. Позена (памятник И. Котляревскому в Полтаве), Ф. Каменского (один из первых бюстов Т. Шевченко, 1862), Ф. Балавенского (бюст М. Кропивницкого в Харькове), Г. Кузневича (скульптура "Гончар" во Львовском промышленном музее), И. Кавалеридзе (памятники княгине Ольге в Киеве, Г. Сковороде в Лохвице ), скульптурные портреты М. Паращук.
Динамичным в этот период стало развитие изобразительного искусства. Во второй половине XIX в. классические, монументальные и академические полотна (например "Танец среди мечей" Г. Семирадского) уступают работам мастеров, чье творчество очаровывала своей интимностью, а не импозантностью. Это означало, что искусство меньше обслуживало пышные палаты магнатов и вельмож, а больше пошло на услуги средних слоев населения.