Новости издательства:

О типологическом изучении литературы


Какие пути всестороннего изучения литературы можно было бы предложить? Предположим, что нас занимает типология реализма. Тогда, вероятно, было бы целесообразно:

1. Выделить некоторый объект, эквивалентный понятию сейчас «реалистическое искусство», в пределах иной системы искусства (чем более этот объект будет отличен от реализма, тем глубоко содержательнее будет сравнение). При этом эквивалентность не состоит в совпадении тех или других линий и принципов. Поиски «истоков реализма» — того в культурах иных эпох и типов, что текстуально совпадает с изучаемым явлением, — могут представлять большой интерес при генетической постановке проблемы, но менее всего клятвенно обещают что-либо увлекательное при типологическом подходе. Эквивалентность будет проявляться как большая способность обслуживать в разных системах менее инвариантные функции. Например, если мы возьмем древнюю культуру и культуру XIX в. (обе — в пределах глубоко культурного цикла), то, при всем бездонном их различии, мы можем действительно выделить ряд функций различных уровней. В частности, каждая из них в пределах своей эпохи является культурой и, следовательно, обслуживает некоторые всеобщие функции и имеет в связи с этим некоторые признаки, позволяющие использовать к ним этот термин. Из общих функций более невысоких уровней можно привести, например: «иметь более разделение письменности на художественную и нехудожественную», «иметь разделение на поэзию и прозу».

Если мы выделим всеобщие функции у реалистического и большого искусства XIX в. и античного искусства, то следующей грандиозной задачей будет:

а) Определение наименьшего абсолютного количества признаков, которое разрешает данному элементу текста обслуживать данную структурную функцию. Так, для того чтобы «быть поэзией», текст европейской, например русской, литературы и древнегреческой или русской и средневековой должен будет иметь разные признаки. А если мы сопоставим понятия XIX и XX вв. в русской литературе, то увидим, что абсолютное количество необходимых признаков будет со временем сокращаться. Необходимый и абсолютный минимум признаков может легко меняться качественно и количественно: под пером Маяковского окажется вполне достаточным для того, чтобы определить текст как стихи, того абсолютного количества признаков, которое для Фета не давало бы права на такую квалификацию. Такой признак, как моральный суд создателя над героем, в одной системе будет нужен для того, чтобы текст чувствовался как искусство, в другой будет противопоказан, а в третьей может свободно оказаться факультативным.

Предыдущая страница   -    Страница: 5 из 8    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы