
ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Классицистическая драма
Знаменитый закон трех единств, ставшего незыблемым правилом построения классицистической трагедии, в античности не был сформулирован, однако логически вытекал из особенностей античной драмы. В ней зрительская внимание было сконцентрировано на одном герое, что, в свою очередь, мотивировало введение в сюжет лишь таких событий, которые имели непосредственное отношение к его судьбе - обстоятельство, которое начинала единство действия. Жизнь героя в античной драме, как правило, прослеживали с момента, близкого к развязке, что автоматически приводило единство времени, поскольку все критические изломы в судьбе такого героя происходили преимущественно в пределах одних суток. Единство места обусловливалась техническими особенностями античного театра, не приспособленного для частой и резкой смены декораций.
Интересно, что в известной трагедии французского классицизма, которая стала своего рода эталоном жанра, - трагедии Пьера Корнеля «Сид» - были нарушены почти все его правила: вместо суток действие происходит около тридцати часов (единство времени); вместо дворца, который обычно обеспечивал классициста единство места, действие происходит в рамках целого города; единство действия перебивается введением эпизодического персонажа, не связанного с главным действием, а еще Корнель нарушал привычную для трагедии форму стихотворного вещания.